Не использовать фреймы при просмотре страницы |
1.3. Ошибки барометрического высотомера и их учет
Под ошибкой (погрешностью) БВ понимается разность между показаниями БВ и действительным значением измеряемой высоты. Учет ошибок прибора производится путем введения поправки в его показания. Под поправкой понимается величина, которая должна быть алгебраически прибавлена к показанию прибора для получения действительного значения измеряемой величины. Величина поправки равна ошибке, взятой с обратным знаком.
Баровысотомерам присущи инструментальные, аэродинамические и методические ошибки.
Инструментальные ошибки. Они возникают вследствие несовершенства изготовления механизма высотомера, износа деталей и изменения упругих свойств ЧЭ. Эти ошибки определяются путем проверки БВ в лабораторных условиях. По результатам проверки составляются таблицы, в которых указываются значения инструментальных поправок для различных высот полета.
Аэродинамические ошибки. Возникают за счет неточного измерения статического давления на высоте полета. Статическое давление воспринимается ПВД, помещенным вне самолета, где поток воздуха по возможности не искажен или в специальном отверстии в фюзеляже.Из-за искажения воздушного потока в БВ появляется аэродинамическая ошибка. Величина этой ошибка зависит от типа самолета, скорости и высоты полета и определяется при летных испытаниях.
Иногда в аэродинамической ошибке выделяют часть ошибки, причиной которой являются скачки уплотнения воздуха в месте установки ПВД при больших скоростях полета. Эту ошибку называют волновой. По своей сущности она также является аэродинамической.
Для точного выдерживания высоты заданного эшелона на самолете должны быть таблицы показаний высотомеров с учетом суммарных поправок - инструментальной и аэродинамической. В таблицах даются показания БВ для наивыгоднейших скоростей. Показания БВ при скоростях, отличающихся от указанных в таблице, определяются путем учета дополнительных поправок, значения которых приводятся в специальной инструкции.
Таблицы составляются для конкретного самолета (вертолета) и высотомера для высот эшелонов, на которых может летать ЛА, при наивыгоднейшей скорости горизонтального полета (таблица 1).
Таблица 1
Показания высотомера с учетом суммарных поправок
Высотомер, тип ___ № ___
Самолет, тип ___ № ___
Дата проверки ___
Тип ПВД ___
Высота эшелона Нэш, м | Приборная скорость Vпр, км/ч | Показания БВ с учетом суммарной поправки Нпр, м |
900 | 470 | 950 |
1200 | 470 | 1260 |
1500 | 460 | 1560 |
1800 | 460 | 1870 |
. . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . |
12100 | 370 | 12230 |
Расчет производил ____________________ (подпись)
Из таблицы 1 видно, что для полета, например, на эшелоне 1500 м на наивыгоднейшей скорости 460 км/ч необходимо по высотомеру выдерживать высоту 1560 м.
Если Vпр значительно отличается от наивыгоднейшей, табличную приборную Нэш исправляют на величину поправки, которую выбирают для данного типа ЛА из таблиц, приложенных к инструкции "Единая методика ввода поправок при измерении высоты на самолетах (вертолетах авиации всех министерств и ведомств". Эти поправки представляют собой разность аэродинамических поправок на заданной скорости и наивыгоднейшей скорости полета (таблица 2). Поправки округляются до 10 м.
Таблица 2
Величины изменения высоты по прибору при отклонении скорости от наивыгоднейшей для самолета
Нэш, м | Приборная скорость полета, км/ч | ||||
400 | 450 | 500 | 550 | 600 | |
Величина изменения высоты по прибору | |||||
900 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 |
1200 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 |
1500 | -10 | 0 | +20 | +30 | +40 |
1800 | -10 | 0 | +20 | +30 | +40 |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
. . . | . . . | . . . | . . . | . . . | . . . |
12100 | +10 | +20 | +40 | +60 | +80 |
Из таблиц 1 и 2 видно, что для полета на эшелоне 1500 м на скорости 600 км/ч необходимо увеличивать приборную высоту на 40 м по сравнению с полетом на наивыгоднейшей скорости, то есть выдерживать высоту по прибору 1600 м.
Методические ошибки. Эти ошибки прибора вызываются несовершенством принятого метода измерений. Они возникают из-за несоответствия фактических температур и давлений у земли и на высоте полета их расчетным или введенным в прибор значениям.
Ошибка за счет несоответствия начального давления. БВ позволяют учитывать начальное давление на аэродроме взлета путем установки стрелок на нуль. При этом шкала давлений БВ установится на давление уровня аэродрома . В полете БВ будет измерять высоту относительно того уровня, давление которого Pо установлено на шкале давлений.
Если давление на уровне начала отсчета высоты не соответствует давлению, установленному на БВ, то высота измерена с ошибкой.
Величина ошибки за счет несоответствия начального давления находится из (1.2), после замены в нем дифференциалов конечными приращениями:
.
Для определения величины ошибки DН0 (в метрах) в последнюю формулу подставляется значение R = 29.27 м/град, Т0 = 288 К и Р0 = 760 мм рт. ст, тогда:
,
где DР0 - разность (в мм рт.ст) между давлением на уровне начала отсчета высоты и давлением, установленным на высотомере.
Температурная ошибка. Причиной ошибки является несоответствие фактического распределения температуры воздуха с высотой стандартным значениям, принятым в расчете механизма высотомера.
Для определения данной ошибки будем считать температуру воздуха Тср. Тогда уравнение (2) примет вид:
.
,
откуда:
.
Решив это уравнение относительно Н, найдем:
.
Данная формула позволяет определить высоту полета через среднее значение температуры столба воздуха.
Предположим, что давление у земли остается неизменным и равным Р0, но средняя фактическая температура столба воздуха отличается от расчетной (стандартной). Тогда высоту полета можно определить так:
.
Если учесть характер изменения температуры с высотой, изображенной на рис.3, то среднее значение температуры для любой высоты может быть подсчитано с помощью соотношения:
.
Это соотношение получается путем замены фигуры ОТ0КМН равновеликим прямоугольником ОТср FH. Если высота не превышает 11000 м, то в этом соотношении следует полагать Н11 = Н. В этом случае, справедливом для тропосферы, последняя формула сведется к более простому виду:
.
В этих двух формулах под Т0 и Тн следут понимать фактическую температуру воздуха у земли и на высоте полета.
Однако, высотомер будет показывать высоту по расчетной температуре:
.
Высота Н, исправленная на температурную поправку (обозначается Ниспр), находится следующим образом:
.
Величина температурной поправки DНt может быть найдена по формуле:
.
На основании последней зависимости можно записать приближенную формулу для определения температурной поправки, которая дает достаточную точность вычислений для малых высот полета и широко используется на практике:
,
где t0 - фактическая температура у земли в градусах Цельсия.
В данной формуле за Тср.р принято 288 К (+15 0С), в знаменателе это значение округлено до 300.
Так, например, если температура у земли равна -10 0С, а высота полета по прибору 500 м, то на основании приближенной формулы получается температурная поправка, равная -42 м.
Рис.5. Построение шкал НЛ для учета температурной ошибки в тропосфере
Для средних, больших и стратосферных высот обычно температурную поправку не вычисляют, а пересчитывают приборное значение высоты в исправленное с помощью НЛ или навигационного расчетчика.
Для учета температурной поправки в тропосфере на НЛ имеются шкалы: "t0 + tH", "Исправленная высота", "Высота по прибору" (рис.5.), которые выполнены в десятичных логарифмах формулы для нахождения Ниспр:
Шкала "t0 + tH", на которой откладывается lgTср.ф, оцифрована в градусах Цельсия, так как можно записать:
,
где t0 и tH - температура воздуха у земли и на высоте полета.
Расчетное (стандартное) значение средней температуры в тропосфере может быть получено по формуле:
.
После установки ромбического индекса против суммы температур у земли и на высоте полета, против значения приборной высоты находится высота полета, исправленная на температурную ошибку.
Температурную ошибку в стратосфере можно представить в виде суммы двух составляющих: ошибки в слое тропосферы, то есть к высоте 11000 м; ошибки в слое стратосферы, которые будут накапливаться с высоты 11000 м.
Первая ошибка рассмотрена выше. Соответствующая ей поправка определяется для высоты Нпр = 11000 м по шкале пересчета высот для тропосферы. Эта поправка равна разности между отсчетом исправленной приборной высоты и 11000 м (рис.5.). Данную поправку можно также определить по приближенной формуле:
.
Вторую ошибку можно учесть таким образом. Если принять, что в стратосфере температура остается постоянной, то для стратосферы можно записать:
,
где Ниспр11 и Нпр11 - исправленная и приборная высоты относительно начального уровня стратосферы (11000 м); Тн - фактическая температура в стратосфере; 216.5 - расчетная (стандартная) температура для стратосферы.
Если определять высоту относительно уровня с давлением 760 мм рт.ст., то последняя формула примет вид:
,
где Ниспр и Нпр - исправленная и приборная высоты относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст.
Прологарифмировав эту формулу, запишем ее в виде:
.
На основании этой зависимости на НЛ построены шкалы: "Температура для высот более 12000 м", "Исправленная высота", "Высота по прибору" (рис.6.). Порядок перерасчета высот на этих шкалах виден из рисунка.
Рис.6. Построение шкал НЛ для учета температурной ошибки в стратосфере