![Нажмите сюда!](buttom1_.gif) |
Не использовать
фреймы при просмотре страницы |
10.1. Основы
построения и роспуска боевых порядков
- Построение и роспуск боевых
порядков являются важными этапами полета, от
правильной организации и выполнения которых
зависит успех и качество выполнения
поставленной задачи (учебной или боевой) в
составе группы (звена и т. д.).
- Правильный выбор способа
построения и роспуска боевых порядков с учетом
реальных условий и четкая организация
построения и роспуска обеспечивают безопасность
полета, экономию топлива, что ведет к увеличению
тактического радиуса действия или
продолжительности полета.
- Способ построения боевого порядка
определяется в зависимости от того, как
выполняются те или иные этапы построения боевого
порядка (взлет и набор высоты построения, выход в
исходную точку начала маневрирования,
маневрирование для занятия заданного места в
боевом порядке), при этом учитываются боевая
обстановка, метеорологические условия, уровень
подготовки летчиков, летно-тактические
характеристики самолетов и возможности
использования технических средств
самолетовождения.
- Способы построения боевых
порядков должны удовлетворять следующим
основным требованиям:
— должны быть едиными
(универсальными) для различных условий полета,
что облегчает организацию и выполнение
построения;
— должны быть экономичными, то
есть обеспечивать минимальную затрату времени и
пространства без продвижения по маршруту полета
к цели;
— необходимые маневры для
построения боевых порядков должны быть простыми,
надежными и безопасными;
— выполнение построения
боевых порядков должно быть скрытным, что
достигается правильным выбором высот
построения, ограничениями по радиообмену и
другими мероприятиями.
- Сущность построения боевых
порядков заключается в изменении интервалов и
дистанций между самолетами, которые имели место
после взлета и набора высоты, таким образом,
чтобы в результате выполнения соответствующего
маневра самолеты заняли заранее установленные
места в боевом порядке. Изменение дистанций и
интервалов может быть достигнуто
маневрированием скоростью, направлением и т. д.
- Первым этапом построения боевых
порядков являются взлет и набор высоты.
Временной интервал взлета Dtвзл
зависит от типа самолета, уровня подготовки
летчика и условий взлета. Продолжительность
взлета группы при равных интервалах времени
взлета будет
tвзл = (n - 1) Dtвзл,
где п — количество
взлетающих самолетов (пар).
- Продолжительность набора
высоты tH на типовых
режимах обычно приводится в инструкциях по
расчету дальности и продолжительности полета.
![Рис.1. Вход в облака на безопасной дистанции](images/ris1_1.jpg)
Рис.1. Вход в облака на безопасной
дистанции
- В сложных метеорологических
условиях, когда набор высоты связан с
пробиванием облачности, а также ночью необходимы
специальные мероприятия, которые должны
обеспечить безопасность полета. Это достигается
выдерживанием между самолетами безопасных
дистанций или курсов, отличающихся друг
от друга безопасным углом расхождения
(БУР).
- Набор высоты на безопасных
дистанциях получил наибольшее распространение
при одиночном взлете самолетов. Допустимая
дистанция между ними должна быть заранее
рассчитана таким образом, чтобы исключить
опасное сближение в процессе набора высоты (до
выхода за облака). Если считать, что
основной причиной возможного сближения
самолетов по траектории набора высоты будут
ошибки в выдерживании скорости полета, то
наиболее неблагоприятным будет случай, когда два
летчика допускают ошибки разного знака, и
вследствие этого, сближение самолетов будет
происходить со скоростью 2DV (рис.1.).
- Поскольку сближение с
предполагаемой скоростью 2DV может иметь место в
течение всего времени набора, то безопасная
дистанция dбез будет
dбез = 2DVtн,
где DV —
ошибка в выдерживании заданной скорости набора;
tH — продолжительность
набора высоты (пробивания облачности).
- Безопасная временная дистанция tбез
определяется по следующей формуле
tбез = 2DVtн/Vср,
где Vср -
средняя скорость набора высоты.
Пробивание облаков с
курсами, отличающимися друг от друга на
безопасные углы расхождения, применяется как при
одиночном взлете, так и при взлете парами. При
пробивании облаков этим способом самолеты
выходят в точку начала набора и переводятся в
набор высоты. Ведущий набирает высоту в
направлении взлета, а ведомые отворачивают на БУР.
Величина угла отворота выбирается исходя из
возможных максимальных ошибок DK
в выдерживании заданного направления в течение
времени пробивания облаков (набора высоты) и
принимается равной
БУР = 2DK = 15 - 20°.
Требования, предъявляемые
к способам построения боевых порядков, в полной
мере относятся и к способам их роспуска. Кроме
того, при роспуске групп самолетов на посадку
должно быть обеспечено прикрытие истребителями
района роспуска. Успех роспуска и захода на
посадку определяется четкими и правильными действиями
летчиков и руководителя полетов. Безопасность
полета при посадке самолетов обеспечивается
установлением безопасных временных интервалов Dtбез между
самолетами перед снижением:
Dtбез
= 2DVtcн/Vср,
где Vср -
средняя скорость снижения, tcн
- продолжительность снижения с заданной
высоты.
Установление безопасных
временных интервалов между самолетами
достигается размыканием группы перед посадкой,
так как почти всегда фактические
дистанции в боевом порядке меньше
необходимых (безопасных).
Если временной интервал
посадки обозначить Dtпос,
то продолжительность посадки группы при равных
интервалах будет
tпос =
(n - 1)Dtпос.
— догоном;
— разворотом на 180° (на петле);
— взлетом с расчетными
интервалами.
- При взлете самолетов с различных
аэродромов построение их в общие боевые порядки
производится на встречных курсах (способ
«встреча») и на пересекающихся курсах (способ
«перехват»).
- Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!