![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
10.2. Построение боевого порядка догоном
Построение боевого порядка догоном на маршруте в настоящее время является одним из основных способов для небольших групп истребителей и истребителей-бомбардировщиков.
Сущность построения боевого порядка догоном основана на уменьшении исходных дистанций между самолетами (группами) маневром скоростью.
Возможность маневрировать скоростью полета в целях изменения дистанций зависит от способности самолетов изменять скорость, которая характеризуется диапазоном, запасом скорости, а также временем разгона и торможения.
Диапазоном скорости называется разность между максимальной Vmах и минимальной Vmin скоростями в горизонтальном полете на определенной высоте. При выполнении полета в боевых порядках диапазон скорости у группы уменьшается, так как максимальная скорость группы должка быть меньше, а минимальная больше, чем у одиночного самолета.
Запас скорости DVзап характеризуется фактической возможностью изменения скорости полета:
DVзап = Vmax - V;
DVзап = V - Vmin,
где V — фактическая скорость, соответствующая выбранному режиму полета.
Значения запаса скорости (как и диапазона скорости) обычно определяются с помощью инструкций по расчету дальности и продолжительности полета.
Переход от одной скорости полета к другой происходит в течение некоторого времени, которое называется временем разгона или торможения в зависимости от того, к большей или меньшей скорости осуществляется переход. При значительных изменениях скорости это время может достигать 3 - 4 мин и более. В настоящее время в инструкциях по расчету дальности и продолжительности полета, а также в методических пособиях приводятся готовые графики, с помощью которых можно определить время разгона или торможения.
При построении боевого порядка догоном одиночные самолеты (пары) взлетают в заранее намеченной очередности. Ведущий группы взлетает первым и следует на заданной скорости с набором высоты к рубежу начала маневра скоростью. Ведомые взлетают в порядке установленной очередности каждый через временной интервал взлета и следуют за ведущим. Если маршрут полета при выполнении боевой задачи совпадает с курсом взлета, то построение группы выполняется в направлении взлета на установленной высоте. Если маршрут полета не совпадает с курсом взлета, то все самолеты после набора (или в процессе набора) заданной высоты на определенном рубеже разворачиваются на новый курс следования.
Рис.1. Построение боевого порядка догоном на маршруте
До заданного рубежа на высоте построения боевого порядка самолеты группы выполняют полет на скорости ведущего Vi (рис.1.). В момент выхода на заданный рубеж все ведомые увеличивают скорость на заранее установленную величину (которая может быть неодинаковой), на повышенной скорости V2 догоняют ведущего и пристраиваются к нему. Увеличение скорости выполняется по команде ведущего или каждым летчиком самостоятельно. Ведущий в течение всего маневра, как правило, выдерживает постоянную скорость.
Для установления заданных дистанций в боевом порядке каждый ведомый проходит определенное время, которое называется продолжительностью смыкания tcм. По истечении этого времени все самолеты боевого порядка устанавливают одинаковую скорость.
Продолжительность смыкания для замыкающего самолета рассчитывается по формуле
tсм = (Vl [(n - 1)Dtвзл - (n - 1)Dtб.п.] / DV) + ((tp + tт) / 2),
где п — количество
самолетов в группе;
При построении разомкнутого боевого порядка расчет удобнее производить по формуле
tсмn = |V1t - dб.п.n) / DV| + |(tp + tт)/2|,
где dб.п.n — глубина боевого порядка группы.
а) Все ведомые
изменяют скорость на одинаковую величину
DV = const
tсмi = {V1(tвзлi - tб.п.i) / DV} + {(tp + tт)/2},
где i - порядковый номер самолета в группе.
б) Все ведомые выполняют полет на увеличенной скорости одинаковое время tсмi = const.
tсмn = {V1(tвзлn - tб.п.n) / Vn} + {(tp + tт)/2},
DVi = (Dti / Dtn) + DVn,
где Dti = Dtвзлi - Dtб.п.i - величина сокращения дистанции для i-гo самолета; Dtn = Dtвзлn - Dtб.п.n - величина сокращения дистанции для последнего самолета.
Если временные дистанции между самолетами в боевом порядке одинаковы, то указанная формула упрощается:
DVi = {(i - 1) / (n - 1)} DVn.
в) Построение боевого порядка догоном заканчивается до заданного рубежа.
Рис.2. Построение боевого порядка догоном до заданного рубежа
Sруб = V1tсм
+ V1tвзл + SH
tсмn = {V1(tвзлn - tб.п.n) / Vn} + {(tp + tт)/2}.
В этом случае расчет производится без учета времени разгона и торможения, так как неизвестна скорость V2. Скорость замыкающего самолета Vn= V1 + DV, а скорости остальных самолетов могут быть рассчитаны по формулам
DVi = (Dti / Dtn) + DVn,
DVi = {(i - 1) / (n - 1)} DVn.
Кроме указанных величин необходимо знать и общие параметры маневра, которые характеризуют продолжительность и длину участка построения боевого порядка.
Под продолжительностью построения понимается промежуток времени от момента взлета первого самолета до момента занятия своего места в боевом порядке замыкающим самолетом:
tпостр = tвзл + tн + tсм + tзап.
где tзап — запас времени (30 - 60 с), учитывающий возможные ошибки выхода самолета на заданную высоту, а также доворот на курс смыкания.
Sпоcтр = Sн + V1 (tвзл + tсм + tзап).
Основное достоинство построения боевого порядка догоном на маршруте заключается в продвижении по маршруту полета с одновременным построением боевого порядка. Это дает экономию топлива, что особенно важно для истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Однако для построения боевого порядка догоном необходим значительный запас скорости. Как видно из двух приведенных ниже формул, чем меньше запас скоростей, тем больше продолжительность и длина участка построения. Поэтому данный способ целесообразно применять для построения небольших групп (4 - 8 самолетов) или групп до 12 самолетов при взлёте парами.