![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
10.3. Построение боевого порядка разворотом на 180° (на петле)
Сущность способа основана на изменении дистанций между самолетами последовательными разворотами на 180°.
Способ построения боевого порядка разворотом на 180° (на петле) является универсальным, так как он обеспечивает построение любых боевых порядков независимо от исходных дистанций между самолетами, их количества и очередности взлета. Этот способ может применяться для построения сомкнутых, разомкнутых и рассредоточенных боевых порядков.
После взлета и набора высоты построения ведущий выполняет полет вдоль петли расчетной длины таким образом, чтобы ведомые, проходя меньшее время вдоль этой петли, могли пристроиться на заданные дистанции. Петля чаще всего располагается в направлении взлета, но может строиться и в любом другом направлении.
В простых метеорологических условиях, а также при высоте верхней границы облаков не более 3000 - 4000 м петля строится от точки окончания набора высоты по направлению взлета (рис.1.). Ведущий самолет взлетает первым и после выхода на заданную высоту построения боевого порядка выполняет полет с заданным курсом в течение времени t1, после чего разворачивается на 180° и следует с новым курсом до пристраивания замыкающих самолетов. Для построения боевого порядка ведущему необходимо знать время полета t1 до разворота на 180°, а ведомым — выдержку времени, по которой определяется начало разворота на курс пристраивания к ведущему.
Рис.1. Схема построения боевого порядка разворотом на 180°
Продолжительность полета ведущего по курсу петли с учетом глубины боевого порядка tб.п. определяется по формуле
t1 = (tвзл - tб.п.)/2,
где tвзл — интервал взлета, отсчитанный от ведущего самолета; tб.п. — временная дистанция до ведущего в боевом порядке.
Чтобы гарантировать пристраивание замыкающего самолета до точки Д (рис.1.), время полета t1 (на прямой АВ) увеличивается на время возможного запаздывания tзап, которое обычно берется равным 30 с. Тогда
t1 = (tвзл - tб.п. + tзап)/2.
Время t1 отсчитывается от момента выхода на заданную высоту построения (точка А, рис.1.) или от момента выхода на какой-либо ориентир.
Ведомые, выполняя полет по прямой вслед за ведущим, последовательно выполняют развороты через выдержку времени для занятия своего места в боевом порядке.
Если выдержка времени ts отсчитывается от момента начала разворота ведущего самолета, то для i-ro самолета
tВ = (tвзл + tб.п.)/2,
где tвзлi - интервал взлета, отсчитанный от ведущего самолета; tб.п.i - временная дистанция до ведущего в боевом порядке.
Если выдержка времени отсчитывается от впереди идущего самолета, то она определяется по формуле
tВi = (Dtвзл + Dtб.п.)/2,
,
где Dtвзл — интервал взлета относительно впереди идущего самолета; Dtб.п. — временная дистанция в боевом порядке относительно впереди идущего самолета.
Рис.2. Схема построения боевого порядка разворотом на 180° с выходом на радионавигационную точку
Отсчет выдержки времени относительно ведущего имеет существенное преимущество, которое заключается в том, что команды по радио подает только ведущий в момент начала своего разворота на 180°. Остальные самолеты выполняют маневрирование в режиме радиомолчания. Однако точность построения боевого порядка снижается, так как ошибки при выполнении разворотов впереди идущих самолетов не могут быть учтены. Продолжительность построения боевого порядка разворотом на 180° может быть определена по формуле
t = tн + t180 + tвзл + tзап.
Длина участка построения боевого порядка, как это видно из рис.1., равна
Sпостр = Sн + Vt1 + R.
ti = (tисх + tб.п.i)/2.
При построении боевого порядка на больших высотах момент прохода ДПРМ может определяться с большими ошибками из-за наличия зоны неустановившейся работы радиокомпаса. Поэтому для повышения точности построения боевого порядка рекомендуется использовать другие технические средства, свободные от этого недостатка (УДС, РЛС и т. д.).
tпостр = tвэ. + tя + tр.с. + t360 + tз.п.,
где tр.с. = Sн / V - продолжительность полета на высоте построения до БПРМ.
Sпостр = Sн + Vt1 + 2R.
Рис.3. Схема пристраивания ведомого по упрежденному расстоянию
Очевидно, что для построения сомкнутого боевого порядка, то есть при dб.п = 0, упрежденное расстояние
Sупр = pR = Vt180.
Если между самолетами должна быть установлена заданная дистанция в боевом порядке dб.п, то упрежденное расстояние
Sупр = pR - dб.п = V (t180 - Dtб.п.).