![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
11.4. Применение бортовых панорамных радиолокационных станций
Навигационная характеристика бортовых
панорамных радиолокационных станций
- крупные населенные пункты и
промышленные объекты - в виде светлых пятен
различной яркости, конфигурация которых в общем
случае не совпадает с конфигурацией этих
объектов на карте;
- водная поверхность - в виде
темных, четко очерченных береговой чертой
областей; конфигурация водоемов может быть
искажена или очерчена нечетко при наличии у
берегов толстого льда и снега;
- морские и речные суда - в виде
ярких засветок на темном фоне;
- железнодорожные, шоссейные
мосты и плотины - в виде ярких отметок;
- лесные массивы - в виде слабо
светящихся областей, контуры которых лучше
выделяются при наличии снежного покрова;
- горная и пересеченная
местность (вследствие затенения обратных скатов,
ущелий и долин наблюдается аналогично
картографическому изображению гор с отмывкой);
- равнинная местность - в виде
равномерно и слабо светящейся области;
- кучево-дождевые и мощно-кучевые облака - в виде крупных ярких пятен на темном фоне с тенью за пятнами в направлении к краю экрана, а контуры малоактивных облаков размыты.
Дальность обнаружения
радиолокационных ориентиров зависит от многих
факторов и в среднем составляет:
- крупных городов -
100—300 км;
- средних городов -
70—100 км;
- крупных рек и озер -
80—100 км;
- крупных кораблей в
море - 100 км;
- радиолокационных
маяков-ответчиков - до 500 км;
- очагов грозовой деятельности - до 150 км.
Бортовые панорамные
радиолокационные станции позволяют решать
следующие навигационные задачи:
- ведение
радиолокационной ориентировки, контроль пути по
дальности и направлению, полный контроль пути
определением места ЛА;
- определение навигационных элементов полета
- вывод ЛА
на радиолокационный ориентир или наземный
радиолокационный маяк-ответчик;
- выполнение маневрирования для обхода воздушных препятствий, угрожающих безопасности полета;
- контроль точности воздушной навигации путем периодического фотографирования экрана БПРЛС;
- выдерживание места ЛА в боевом порядке.
Кроме того, БПРЛС, входящие в прицельно-навигационные cистемы, позволяют:
- корректировать
текущие координаты ЛА
по видимым на экране радиолокационным
ориентирам;
- корректировать курс ЛА,
определять ветер;
- определять координаты неизвестных
радиолокационных ориентиров, видимых на экране
радиолокационной станции.
БПРЛС также являются вспомогательным средством при построении маневра захода на посадку.
БПРЛС — автономные средства и могут применяться в полетах любой дальности и продолжительности, в любом районе земного шара, в любых метеоусловиях, днем и ночью.
Наряду с указанными достоинствами для БПРЛС характерны существенные недостатки. Работа бортового передатчика демаскирует полет ЛА. Противник может создавать ложные объекты, имитирующие реально существующие, может создавать активные и пассивные помехи, затрудняющие или полностью исключающие использование БПРЛС. Поэтому в боевых условиях необходимо осуществлять мероприятия, направленные на повышение скрытностн работы БПРЛС и снижение эффективности помех. В штурманском плане должно быть предусмотрено применение БПРЛС лишь в ограниченных районах и в ограниченное время.
Ведение ориентировки и определение места ЛА
Ведение ориентировки. Сущность радиолокационной ориентировки заключается в глазомерной оценке положения ЛА путем сличения радиолокационного изображения местности на экране с картой.
Особенностями радиолокационной ориентировки являются: специфика изображения местности на экране БПРЛС, ограниченное число характерных радиолокационных ориентиров по маршруту полета, наличие искажений характера местности и объектов, возможность помех, случайных и ложных засветок, необходимость работы с органами управления. При подготовке к полету по картам и радиолокационным снимкам штурман должен изучить радиолокационные ориентиры по маршруту в полосе дальности действия БПРЛС. При этом радиолокационные ориентиры на полетной карте могут быть выделены цветными карандашами.
Радиолокационная ориентировка ведется по тем же правилам, что и визуальная ориентировка, и выполняется в следующем порядке:
- счислением и
прокладкой пути от последней достоверной
отметки места ЛА
определить на карте район вероятного
местонахождения;
- оценить, какие ориентиры должны
наблюдаться в пределах радиуса обзора БПРЛС, при
этом необходимо выбирать наиболее надежные и
характерные ориентиры (крупные озера, реки,
города);
- сличая карту с радиолокационным
изображением местности на экране БПРЛС, опознать
радиолокационные ориентиры по их характеру,
конфигурации, взаимному расположению, курсовому
углу и удалению от ЛА;
- после надежного опознавания
ориентиров приступить к определению места ЛА.
Положение радиолокационного ориентира (РЛО) на экране БПРЛС определяется курсовым углом ориентира (КУО) и на- клонной дальностью (НД).
Измерение курсовых углов ориентиров, расчет пеленгов ориентиров (ПО) и пеленга ЛА
Курсовым углом ориентира называется угол в горизонтальной плоскости, заключенный между продольной осью ЛА и направлением на РЛО. Для определения КУО необходимо совместить электронную азимутальную линию или азимутальную черту светофильтра с отметкой ориентира на экране и по шкале углов снять отсчет (рис.19.).
Рис.19. Курсовой угол и наклонная дальность ориентира
Точность измерения КУО зависит от ошибок согласования угла поворота антенны и развертки, совмещения азимутальной черты с отметкой ориентира, округления отсчета и др.
Среднеквадратическая ошибка измерения КУО (SКУО) с помощью азимутальной линии светофильтра составляет 1.5°, а с помощью электронной азимутальной линии - 1°. Измеренный курсовой угол ориентира позволяет рассчитать пеленг ориентира и пеленг ЛА.
Пеленг ориентира — угол в горизонтальной плоскости,. заключенный между северным направлением меридиана (магнитного, истинного, условного), проходящего через ЛА, и направлением на радиолокационный ориентир (рис.20.).
Рис.20. Опеределение ИПЛА по ИК и КУО
ПО=К+КУО.
Пеленг ЛА — угол в горизонтальной плоскости, заключенный между северным направлением меридиана (магнитного, истинного условного), проходящего через РЛО, и направлением на ЛА. ПЛА без учета угла схождения меридианов рассчитывается по формуле ПЛА = К+КУО±180°=ПО±180°.
Для определения линии положения и места ЛА на карте прокладывается истинный или условный пленг ЛА, если на карте нанесена сетка условных меридианов.
Истинный пеленг ЛА можно рассчитать по
формуле (рис. 20) ИПЛА = ИКт+ КУР ±180° + б
, где ИКт - текущее значение ИК;
б - угол схождения между текущим истинным
меридианом и истинным меридианом, проходящим
через РЛО.
При полетах в средних широтах величину б можно не учитывать, так как она соизмерима с ошибкой определения ИПЛА или значительно меньше ее. Действительно, если взять в среднем НД =100 — 200 км, то при самых неблагоприятных случаях (когда ИПЛА близок к 90° или 270°) б будет составлять 1 — 1.5°.
ИПЛА можно рассчитать и по формуле (рис.21.)
,
где дельта AРЛО - азимутальная поправка в точке расположения радиолокационного ориентира:
.
Рис.21. Опеределение ИПЛА по ИК и КУО
- глазомерно;
- пролетом радиолокационного
ориентира;
- по пеленгу ЛА
и дальности до ориентира;
- по двум дальностям до двух
радиолокационных ориентиров;
- по пеленгам двух радиолокационных
ориентиров.
Глазомерный способ определения места ЛА с по- мощью БПРЛС заключается в оценке положения ЛА (центра экрана) относительно характерных радиолокационных ориентиров и нанесении отметки места ЛА на карту. При определении места ЛА этим способом целесообразно использовать ориентиры, расположенные на небольшом удалении, на траверзе, т. е. строго слева или оправа от ЛА, впереди и сзади (рис.22.).
Рис.22. Глазомерный способ определения места ЛА
Пролетом
радиолокационного ориентира место ЛА с помощью БПРЛС определяется при
наличии на линии пути характерного
радиолокационного ориентира. В момент прихода
ориентира в центр экрана или на границу
высотного пятна ставится отметка места ЛА на карте с указанием
времени. Среднеквадратическая радиальная ошибка
определения места ЛА
данным способом (Sr)
составляет 1 — 2 км.
Определение места ЛА по пеленгу ЛА (ПЛА) н дальности до ориентира заключается в одновременном. измерении КУО и НД радиолокационного ориентира с последующим расчетом и прокладкой на карте линии ИПЛА (УПЛА), на которой откладывается значение горизонтальной дальности (рис.23.).
Рис.23. Определение места ЛА по педенгу ЛА (ПЛА) и дальности до ориентира
Для определения места ЛА этим способом необходимо:
- опознать на экране
характерный радиолокационный ориентир;
- вращая ручки управления дальностью и
электронной азимутальной линией, совместить
электронное перекрестие с отметкой выбранного
ориентира (наложить на выбранный ориентир
азимутальную черту);
- снять отсчет НД
и КУО, записать
курс ЛА и время;
- рассчитать ИПЛА
(УПЛА) и ГД (при НД<5H);
- на карте от опознанного ориентира
отложить ИПЛА (УПЛА) и
горизонтальную дальность, поставить отметку
места ЛА с указанием
времени определения.
Среднеквадратическая радиальная ошибка определения места ЛА этим способом с определяется по формуле:
Достоинством данного способа является возможность определения места ЛА при работе БПРЛС в секторном обзоре, что важно для маскировки полета ЛА и повышения помехозащищенности БПРЛС.
Недостатками способа являются относительно низкая точность определения места ЛА при использовании удаленных ориентиров я необходимость графической работы на карте. Поэтому следует выбирать РЛО, расположенные на небольшом удалении и обеспечивающие определение места ЛА с потребной точностью.
Для сокращения объема работы в воздухе по определению места ЛА этим способом, а также для повышения точности графических работ при подготовке к полету на полетной карте необходимо провести нормали к линии заданного пути и разметить значениями горизонтальных дальностей, а также нанести сетку изолиний расстояний и ИПЛА от характерных РЛО (рис.24.).
Рис.24. Подготовка полетной карты для применения БПРЛС
Определение места ЛА по двум дальностям до двух РЛО заключается в одновременном измерении дальностей до двух радиолокационных ориентиров и нахождении отметки места ЛА на карте в точке пересечения двух линий равных расстояний.
Для определения места ЛА этим способом необходимо:
- выбрать на карте и
опознать на экране два характерных
радиолокационных ориентира;
- рукояткой дальности совместить метку
дальности с ориентиром, расположенным бл'иже к
траверзу, и снять отсчет НД1;
- совместить метку дальности со вторым
ориентиром и снять отсчет НД2,
записать время и курс ЛА;
- при необходимости перевести НД в ГД;
- на карте с помощью циркуля из точек
РЛО1 и РЛО2 провести дуги окружностей
радиусами ГД1 и ГД2;
- из двух полученных точек пересечения
линий положения местом ЛА
является та, которая соответствует положению
центра экрана относительно выбранных ориентиров
(рис.25.).
Рис.25. Опеределение места ЛА по двум дальностям до двух РЛО
Среднеквадратическая радиальная ошибка определения места ЛА (sr) этим способом определяется по формуле
.
.
Если ЛА по своим техническим данным может набрать высоту пролета и больше, производится набор высоты по курсу полета или на специальном маневре. В целях безопасности набор высоты пролета должен быть закончен за 20 - 30 км до подхода к очагу грозы.
Бортовые радиолокационные станции обеспечивают обнаруже- ние горных участков, отдельных вершин и определение безопасного превышения над ними.
Сравнивая абсолютную высоту полета ЛА (высоту относительно уровня моря) с высотой наблюдаемых и опознанных на экране БПРЛС превышений (отдельных вершин), необходимо убедиться, что обеспечивается истинная высота полета над наиболее высокими препятствиями не менее 900 м.
Величину превышения (принижения) вершин над высотой полета возможно определить по рассмотренной выше методике определения превышения грозовых облаков. По углу подъема антенны можно сделать вывод о том, находятся ли вершины выше или ниже высоты полета. Для определения же истинной высоты пролета над горами необходимо с высокой точностью измерять угол визирования вершин (E) и дальность (Д), что возможно только в специальных системах обеспечения маловысотного полета с гиростабилизацией антенны (рис.26.).
Рис.26. Сущность определения превышения полета над горными вершинами методом круга безопасности
Дк. без: Дк.без = Hбез. / sin E,
где E — половина ширины диаграммы направленности узкого луча (3 - 3.5°).
В этом режиме антенна устанавливается в нулевое положение и стабилизируется относительно плоскости горизонта, впереди - лежащее пространство облучается узким лучом. Земная поверхность, находящаяся непосредственно под ЛА и на некотором расстоянии Д впереди него, в этом случае на экране индикатора не отображается.
Определение превышения полета над горными вершинами ме- тодом круга безопасности можно пояснить на рис.26.
При подходе к горной вершине отраженный от нее сигнал на экране индикатора будет постоянно приближаться к условному кругу безопасности (к метке дальности, установленной на дальности, равной радиусу круга безопасности для заданного превышения полета над горными вершинами). Уменьшение яркости к размера отметки при подходе ЛА к горной вершине и пропадание ее на экране на дальности, примерно равной радиусу круга безопасности и больше, свидетельствуют о том, что ЛА имеет заданное безопасное превышение над горной вершиной (рис. 26, а). Если отраженный сигнал при приближении к кругу безопасности не уменьшается в яркости и размере и после пересечения круга безопасности продолжает наблюдаться на экране, это значит, что полет проходит ниже заданной безопасной высоты (рис.26,б). В этом случае необходимо немедленно набрать высоту или выполнить маневр для обхода.
На точность определения безопасности превышения над горными вершинами методом круга безопасности влияют многие факторы. К ним относятся: нестабильность мощности импульса передатчика, характеристик приемника бортовой радиолокационной станции, точность стабилизации антенны относительно плоскости горизонта или продольной оси ЛА, неодинаковость отражающей способности пролетаемой местности, влияние боковых лепестков и др. Так, при безопасном превышении над горными вершинами (900 ± 300) м радиус круга безопасности составляет примерно (12 ± 3) км, при безопасном превышении (1000 ± 300) м радиус круга безопасности составляет примерно (14,3 ± 3,6) км.
Бортовые радиолокационные станции позволяют просматривать воздушное пространство вокруг ЛА в целях обнаружения других летательных аппаратов и предупреждения столкновения или опасного сближения с ними.
На экране бортовой радиолокационной станции наблюдаются ЛА, оборудованные ответчиками (активный метод локации) и не оборудованные специальными ответчиками (пассивный метод локации).
Сигналы, отраженные от ЛА без ответчиков, на экране могут наблюдаться на удалении до 30 км. Однако при полетах на высотах до 5000 м отметки от ЛА чаще всего невозможно выделить на фоне сигналов, отраженных от земной поверхности. Четко выделяются отметки от ЛА в высотном «пятне».
Дальность обнаружения ЛА с ответчиками (активный метод) составляет 50 - 60 км. При этом обеспечивается более четкая индикация сигналов ответчиков, которые не маскируются отражениями от земной поверхности и грозовых очагов.
При обнаружении на экране отметки от ЛА необходимо определить возможность столкновения и опасного сближения с ним.
Определение степени опасности сближения или столкновения осуществляется визуальным наблюдением за перемещением отметки ЛА на экране индикатора (рис.27.).
Рис.27. Экран индикатора
Потенциально опасные ЛА наблюдаются на экране индикатора под одним и тем же курсовым углом, и их перемещение происходит к центру развертки.
Отметки тех ЛА, возможность столкновения с которыми исключена, наблюдаются на экране под разными курсовыми углами и перемещаются по направлению, пересекающему радиальные линии.
В случае если яркостная отметка от ЛА перемещается к центру развертки, необходимо отвернуть свой ЛА в сторону. Направление отворота определяется на основании общей картины на экране индикатора.
Чтобы закрепить усвоенный
материал, пожалуйста, пройдите следующий тест
Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!