![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
2.2. Принципы устройства указателей воздушной скорости
Применяются указатели скорости следующих типов: указатели приборной скорости (УС), комбинированные указатели скорости (КУС) и указатели скорости и числа М (УИСМ-И).
Указатели скорости посредством трубопроводов соединяются с ПВД. Применяются два типа ПВД: совмещенный ис раздельными системами замера давлений.
Совмещенный приемник состоит из двух трубок. Одна из них имеет открытый конец и воспринимает полное давление встречного потока воздуха. Другая трубка воспринимает через боковые отверстия только статическое давление. Обе трубки заключены в общий корпус. Для предохранения приемников от обледенения служит электрообогреватель. Для уменьшения аэродинамических ошибок приемник с помощью специальной штанги устанавливается в месте наименьшего искажения воздушного потока.
Второй тип приемника имеет раздельные системы замера полного и статического давлений. Полное давление воспринимается трубкой полного давления. Статическое давление подается через отверстие в борту фюзеляжа.
Указатель приборной скорости (рис.2.) состоит из: 1 - ПВД; 2 - манометрическая коробка; 3 - корпус; 4 - стрелка; 5 - подвижный центр; 6 - передаточный механизм; 7 - трубопровод.
Чувствительным элементом УС является манометрическая коробка 2. Во время полета встречный поток воздуха, набегающий на ПВД, тормозится и его относительная скорость становится равной нулю. При этом кинетическая энергия частиц воздуха переходит в потенциальную энергию, вследствие чего в камере полного давления создается избыточное давление. Полное давление в приемнике и во внутренней полости ЧЭ равно сумме статического и динамического давлений . В корпусе прибора создается давление, равное статическому давлению воздуха. На упругий ЧЭ будет действовать разность между полным давлением и статическим. Под действием этой разности давлений ЧЭ деформируется и через подвижный центр 5 и передаточно-множительный механизм 6 перемещает стрелку 4. Шкала указателя приборной скорости торирована в единицах скорости при стандартных значениях давления и температуры.
Каждому режиму полета соответствует определенное минимально допустимое значение скорости, с которой самолет может лететь в заданном режиме. Так как ЛА имеет ограничения по скорости, летчик обязан их помнить и не должен выходить за пределы ее минимально и максимально допустимых значений. При полете со скоростью меньше минимально допустимой самолет выходит на критический угол атаки, в результате чего теряет устойчивость и переходит в штопор. Полеты со скоростями большими максимально допустимой могут привести к разрушению конструкции самолета. Благодаря тому что показания указателя приборной скорости связаны со скоростным напором, при полете с минимально допустимой скоростью на любой высоте будет иметь место одно и то же значение динамического давления, поэтому летчику достаточно запомнить всего одно значение минимально допустимой скорости, справедливой при полете на любой высоте.
Рис.2. Принципиальная схема указателя приборной скорости
Чтобы определить истинную воздушную скорость, необходимо измерять Рд, Р и Т, следовательно, указатель истинной воздушной скорости должен иметь три ЧЭ, реагирующих на эти параметры, но такой указатель был бы очень сложным по конструкции. Поэтому при разработке указателя полагают, что статическое давление и температура с изменением высоты изменяются по закону стандартной атмосферы. Следовательно, температура и давление функционально связаны между собой. Поэтому, измеряя статическое давление, можно учитывать изменение температуры. Тогда указатель истинной воздушной скорости будет иметь только два ЧЭ, реагирующих на динамическое и статическое давления, то есть манометрическую и анероидную коробки. Такой указатель называется указателем с неполной температурной компенсацией. При отклонении изменения температуры от стандартного закона в показаниях прибора появляются ошибки (методическая погрешность).
Поскольку приборная воздушная скорость нужна для пилотирования, а истинная - для навигации, указатели этих скоростей часто размещают в одном корпусе. Такой прибор называется комбинированным указателем воздушной скорости (рис.3).
Комбинированный указатель скорости (рис.3.) состоит из: 1 - ПВД; 2 - корпус; 3 - манометрическая коробка; 4 - стрелка Vпр; 5 - стрелка Vист; 6 - АК.
Рис.3. Принципиальная схема комбинированного указателя скорости
В КУС фактическое давление на высоте полета учитыватся с помощью АК, ход подвижного центра которой пропорционален давлению Pн на высоте полета. Учет температуры Tн ст осуществляется с помощью этой же АК в предположении, что она связана стандартной зависимостью со статическим давлением, то есть Tн ст = f (Pн). Анероидная коробка помещается внутри герметического корпуса. Деформация манометрической коробки пропорциональна приборной скорости и передается на широкую стрелку КУС. Деформация АК зависит от Pн ст на высоте полета и температуры Tн. Перемещение центра АК кинематически суммируется с перемещением центра манометрической коробки.
Чтобы закрепить усвоенный
материал, пожалуйста, пройдите следующий тест
Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!