![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
4.1. Навигационные характеристики ветра
Одним из основных метеорологических элементов, учитываемых в самолетовождении, является ветер. Он оказывает существенное влияние на ВС как в полете, так и при взлете и посадке. От направления и скорости ветра зависят безопасность взлета и посадки, длина разбега и пробега, время полета по маршруту и расход топлива. Ветер - горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности. Вместе с воздушной массой со скоростью ветра U переносится и находящийся в ней самолет. Поэтому путевая скорость ветра W равна векторной сумме воздушной скорости Vи скорости U.
Существует метеорологическое и навигационное понятия о направлении ветра. Угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением из точки, откуда дует ветер, называется метеорологическим направлением ветра. Это направление ветра может отсчитываться относительно северного направления истинного или магнитного меридиана. Навигационное направление ветра отличаеися на 180° от метеорологического. Угол, заключенный между направлением, принятым для ориентации направления полета, и направлением в точку, называется НВ. Отсчитывается от направления, принятого от начала отсчета, по часовой стрелке от 0° до 360°. В зависимости от начала отсчета навигационное направление ветра может быть истинным, магнитным, условным и ортодромическим. При использовании данных о ветре, выдаваемых метеостанцией, необходимо определить НВ:
,
Эти углы измеряются в диапазоне +180° : по ходу часовой стрелки - "+", против - "-".
Рис.1. Метеорологический и навигационный ветер
Скорость движения воздушных масс относительно земной поверхности называется скоростью ветра U. Измеряется в км/ч или в м/с. Для расчета U (км/ч) в уме надо значение U (м/с) умножить на 3.6 . Перевод скорости ветра, выраженной в м/с, в скорость, выраженную в км/ч, осуществляется подсчетом в уме по упрощенной формуле:
.