Не использовать фреймы при просмотре страницы |
4.2. Навигационный треугольник скоростей
Для правильного решения задач, связанных с выполнением полетов, необходимо знать, в чем конкретно выражается влияние ветра на самолетовождение. Вектором воздушной скорости (V) называется направление и скорость движения самолета относительно воздушных масс.Он определяется курсом ВС и W. Направление и скорость движения самолета относительно земной поверхности называется вектором путевой скорости (W). Направление вектора определяется ПУ, а величина - значением W. В каждый момент времени скорость полета относительно земли равна векторной сумме V и U. Вектор ветра определяется направлением ветра и скоростью ветра. Три вектора в пространстве образуют векторный треугольник скоростей, проекция которого на горизонтальную плоскость носит название НТС. В состав НТС входят следующие элементы: МК, МПУ (ФМПУ, ЗМПУ), НВ, УС, УВ, КУВ, скорости U, V и W.
Рис.2. Навигационный треугольник скоростей и его элементы
Угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и ЛФП, называется ФМПУ. Он отсчитывается от северного направления магнитного меридиана до ЛФП по ходу часовой стрелки от 0° до 360°.
Угол, заключенный между продольной осью ВС и линией пути, называется УС. Он отсчитывается от продольной оси самолета до линии пути вправо со знаком "+", влево со знаком "-". Может быть расчетным и фактическим. Расчетный отсчитывается до ЛЗП, а фактический - до ЛФП.
Угол, заключенный между ЛЗП или ЛФП и направлением НВ, называется УВ. Отсчитывается от линии пути до направления ветра по ходу часовой стрелки от 0° до 360°.
Угол, заключенный между продольной осью BC и напрвлением НВ, называется КУВ. Отсчитывается от продольной оси ВС до направления ветра по ходу часовой стрелки от 0° до 360°.
Зависимости, существующие между элементами НТС, имеют следующий вид:
Зависимость УС и W от УВ. Последовательное изменение УВ от 0° до 360° получается перемещением вектора U по ходу часовой стрелки. УС и W от УВ зависят так:
a) УВ = 0° (попутный ветер): УС = 0, W = V + U ;
б) УВ увеличивается от 0° до 90° : УС увеличивается, W уменьшается ;
в) УВ = 90° (боковой ветер) : УСмакс, W ~ V ;
г) УВ увеличивается от 90° до 180° : УС уменьшается, W уменьшается ;
д) УВ = 180° (встречный ветер) : УС = 0, W= V - U ;
е) УВ увеличивается от 180° до 270° : УС увеличивается, W увеличивается ;
ж) УВ = 270° (боковой ветер) : УСмакс, W ~ V ;
з) УВ увеличивается от 270° до360° : УС уменьшается, W увеличивается .
Рис.3. Зависимость УС и W от УВ
a) при УВ = 0° - 180° : УС > 0 ;
б) при УВ = 180° - 360° : УС < 0 ;
в) при УВ = 270° - 0° - 90° : W > V ;
г) при УВ = 90° - 180° - 270° : W < V .
.
Рис.4. Правила определения W и знака УС
Зависимость УС и W от V. С увеличением V скорость W возрастает, с уменьшением - убывает. Влияние изменений V на W и УС оценивается по формулам:
.
Рис.5. Зависимость УС и W от изменения V
Зависимость УС и W от изменения U. Влияние незначительных изменений U на УС и W оценивается по следующим формулам:
.
а) при УВ, близких к 0° или 180°: незначительное изменение U почти не сказывается на УС, но существенно влияет на W ;
б) при УВ, близких к 90° или 270°: незначительное изменение U почти не сказывается на W, но существенно влияет на УС .
При сохранении направления ветра, но при незначительном изменении его скорости, необходимо уточнить при полете со встречным или с попутным ветром скорость W, при полете с боковым ветром - УС.
Рис.6. Зависимость УС и W от изменения U: а) при попутно-боковом ветре ; б) при встречно-боковом
Зависимость УС и W от изменения направления ветра. Влияние незначительных изменений направления ветра на W и УС оценивается по следующим формулам:
.
а) при УВ, близких к 0° или 180°: незначительное изменение направления ветра почти не сказывается на W, но существенно влияет на УС ;
б) при УВ, близких к 90° или 270°: незначительное изменение направления ветра почти не сказывается на УС, но существенно влияет на W .
При отсутствии существенных изменений скорости ветра, но при незначительном изменении его направления, необходимо уточнить при полете со встречным или с попутным ветром УС, при полете с боковым ветром - W.
Рис.7. Зависимость УС и W от изменения направления ветра
Угол сноса, имеющий место при углах ветра 90° или 270°, называется УСмакс (рис.3.). Его величина определяется по следующей формуле:
.
Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!