![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
4.3. Решение навигационного треугольника скоростей
Решение НТС - нахождение его неизвестных элементов по известным элементам НТС. Решение может быть выполнено графически на бумаге или выполнено с использованием НЛ, НРК или ветрочета приближенным подсчетом в уме. НТС представляет собой собой косоугольный треугольник (рис.8), который может быть решен по теореме синусов:
.
Рис.8. Навигационный треугольник скоростей
.
Приведенные соотношения решаются при помощи НЛ. При этом не надо забывать следующие правила:
а) при УВ = 00 - 1800: УС > 0;
б) при УВ = 1800 - 3600: УС < 0;
в) при УВ > 1800 : на НЛ устанавливается значение, которым его дополняют до 3600, то есть разность 3600 - УВ;
е) при других УВ: W отсчитывается на НЛ против суммы УВ + УС, при нахождении которой к УВ прибавляется абсолютное значение УС;
ж) при УВ = 50 - 1750: используется шкала синусов;
з) при УВ = 0.50 - 50: используется шкала тангенсов;
и) при УВ = 1750 - 179.50: используется шкала тангенсов;
Для определения Ксл, УС отсчитывается с точностью до 10; для точного определения W при УВ, близких к 00 или 1800, - с точностью до десятых долей градуса.
1) Расчет УС и W на НЛ. В основе расчета лежит теорема синусов, которая ключом выражается на НЛ. После определения УС и W рассчитываются Ксл и время полета для заданного участка маршрута. Курс, рассчитанный с учетом УС для полета по ЛЗП, называется курсом следования.
Пример: Vи = 460 км/ч, ЗМПУ = 1050, d = 3300, U = 80 км/ч, S = 120 км. Определить: УС, W, МКсл и время полета t. Решение: 1) УВ = d + 1800 - ЗМПУ =3300 - 1800 - 1050 = 450; 2) нахождение УС и W (используя ключ НЛ): УС = +70, W = 512 км/ч; 3) МКсл = ЗМПУ - (+УС) =1050 - (+70) = 980; 4) с помощью НЛ определяется время полета t =14 мин.
На практике УС и W рассчитываются на основании логической оценки влияния ветра на конкретном участке маршрута, при этом вместо УВ используется угол a - угол, под которым дует ветер к ЛЗП. Этот угол находится путем сравнения направления полета с направлением ветра. Угол a отсчитывается от ЛЗП до направления ветра так, чтобы он всегда был больше 900. При встречно-боковом ветре он отсчитывается от той части ЛЗП, которая направлена по полету, при попутно-боковом - от противоположной. Числовое значение угла a лежит в диапазоне 00 - 900 шкалы синусов. Расчет УС и W по углу a на НЛ производится по тому же ключу, что и расчет по УВ, только необходимо заменить УВ на угол a.
2) Определение ветра по УС и W на НЛ. В основу определения ветра в полете положено использование навигационных параметров движения ВС. На практике широко применяется метод определения ветра по УС и W, измеренным на постоянном курсе и воздушной скорости полета. Кроме этих параметров надо знать угол a, заключенный между ЛФП и метеорологическим направлением ветра, то есть угол, под которым дует ветер относительно ЛФП.
Направление ветра рассчитывается по следующим формулам: ФМПУ - (+a): при W < V, то есть при встречно-боковом ветре; ФМПУ + 1800 + (+a): при W > V, то есть при попутно-боковом ветре.
Для правильного определения метеорологического направления ветра и его скорости U надо не забывать следующие правила:
а) при попутном ветре (УС = 00, a = 00): d = ФМПУ + 1800 ; U = W - Vи;
б) при встречном ветре (УС = 00, a = 00): d = ФМПУ; U = Vи - W;
д) при попутно-боковом ветре (W > Vи): d = ФМПУ +1800 + (+a0).
Пример: Vи = 450 км/ч, МК = 500, УС = +70, W = 490 км/ч. Определить: направление и скорость ветра. Решение: 1) U = W - Vи = 490 - 450 = +40 км/ч (попутно-боковой ветер); 2) a = +540 (по НЛ); 3) U = 68 км/ч; 4) ФМПУ = МК + (+УС) = 500 + (+70) = 570; d = ФМПУ + 1800 + (+a0) = 570 + 1800+ (+54)0 = 2910.
3) Расчет скорости и направления ветра по УС и W, измеренных с помощью оптического визира. При расчете ветра на навигационном расчетчике или на ветрочете кроме УС и W надо знать Vи и курс самолета. Большинство способов измерения W с помощью радиолокационных или оптических визиров основывается на базисном способе, который заключается в определении времени пролета базы, то есть расстояния между двумя фиксированными точками земной поверхности. Особенность этого метода заключается в том, что для измерения не требуется опознавания самих объектов и их графического построения на полетной карте. Оптические визиры типа АБ-52 применяются на самолетах четвертого класса и вертолетах, выполняющих полеты над малоориентирной местностью. Эти визиры позволяют измерять УС и W. Они неподвижно устанавливаются на борту ВС. Вследствие этого вертикаль визира и начало отсчета курсовых углов связаны с положением ВС в пространстве, все колебания ВС передаются на визир и оказывают влияние на точность отсчетов. В оптической системе визира расположена сетка с линиями сноса и времени, при помощи которых производятся измерения УС и W. Сетка в поле зрения имеет свободу вращения вокруг своего центра.
Оптические визиры типа АБ-52 позволяют базисным способом измерять W. Для этого применяются линии времени, расположенные в поле зрения визира. Они рассчитаны для постоянной базы, которая равна 0.5Н. В окуляр визира видно перемещение поверхности Земли. В тот момент, когда визирная точка проходит первую линию времени, включается секундомер. Он останавливается в момент прохода выбранной точки через вторую линию времени. Тогда W = 0.5H / t. Для расчета применяется счетное устройство самого визира или НЛ-10М. Чтобы повысить точность измерения W, рекомендуется развернуть сетку визира на УС. Вследствие значительного влияния случайных колебаний самолета в процессе промера, точность измерения W в значительной степени зависит от высоты полета и в среднем характеризуется величиной: sw = (0.005 - 0.1)W.
Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!