![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
4.5. Определение навигационных элементов полета на контрольном этапе
Заранее намеченный участок маршрута полета, на котором предполагается измерение W и УС, называется КЭ. Контрольный этап выбирается штурманом в процессе подготовки к полету. При выборе КЭ в первую очередь руководствуются наличием характерных ориентиров и требуемой точностью определения КЭ.
Рис.10. Определение W и УС на КЭ
Порядок работы на КЭ. При подходе к началу КЭ необходимо предупредить командира ВС о строгом выдерживании режима полета. В момент первого определения МС (при проходе входного ориентира КЭ) нужно включить секундомер и поставить на карте отметку МС. Во время полета на КЭ надо наблюдать за курсом, чтобы вывести его среднее значение. По истечение некоторого времени таким же образом определяется и отмечается на карте второе МС (при проходе второго ориентира секундомер выключается). Полученные на карте отметки соединяются прямой линией, т.е. на карту наносится ЛФП и при помощи транспортира и линейки измеряются ФИПУ и длина КЭ Sкэ между отметками МС. Затем находят ФМПУ и рассчитывают УС.
Чтобы определить W, надо измеренное на карте расстояние Sкэ разделить на время полета по КЭ tкэ, то есть расчет W производится по формуле:
W = Sкэ / tкэ.
Расстояние на карте всегда измеряется в км, а время может измеряться в минутах с их долями в секундах, то для получения W в км/ч нужно время выражать в часах, то есть:
W (км/ч) = (S / t (мин))60
или
W (км/ч) = (S / t (с))3600.
Расчет ФМПУ производится по формуле:
ФМПУ = ФИПУ - (+DМ).
УС = ФМПУ - МКср.
Полученные на КЭ данные используются для контроля пути, а также для определения ветра (его направления и скорости) по УС и W, измеренным на КЭ, по которому рассчитываются навигационные элементы полета для очередного участка маршрута.
Скорость ветра U может быть получена по следующей формуле:
.
Тогда курсовой угол ветра КУВ равен:
.
d = УК + КУВ.
d = УК - КУВ.
d = УК + 1800 - КУВ.
d = УК + 1800 + КУВ.