Не использовать фреймы при просмотре страницы |
7.5. Расчет элементов захода на посадку
Для захода на посадку по любой схеме экипаж производит расчет элементов захода. Расчет может быть выполнен для захода на посадку в штиль и при ветре. Для того, чтобы рассчитать элементы захода на посадку в штиль, необходимо знать параметры установленной схемы захода и скорость полета ВС. Параметры схемы выписывают из Сборника аэронавигационной информации. Скорость полета для данного типа ВС берут в соответствии с РЛЭ, где ее значение дано в зависимости от угла крена на разворотах. Например, для самолета Ан-24 при заходе на посадку по малому прямоугольному маршруту с углом крена на разворотах 150 для расчетов берут следующие значения истинной воздушной скорости: от ДПРМ до точки выпуска шасси 300 км/ч (83 м/с); от точки выпуска шасси до точки начала третьего разворота 290 км/ч (81 м/с); третьего разворота 280 км/ч (78 м/с); от третьего до четвертого разворота средняя скорость 260 км/ч (72 м/с); четвертого разворота 250 км/ч (69 м/с); от конца четвертого разворота до ТВГ 250 км/ч; после входа в глиссаду на планировании с закрылками, отклоненными на 380, 210 - 200 км/ч в зависимости от полетной массы. Для расчетов скорость на планировании берут 210 км/ч (58 м/с).
Для приведенных скоростей и угла крена 150 элементы разворота для самолета Ан-24 имеют такие значения: R1=R2=2640 м; t=50 с; R3=2300 м; t0=47 с; R4=1830 м; t0=42 c.
Конечной точкой маневра захода является точка приземления, положение которой на оси ВПП определяется траверзом ГРМ. Оптимальное расстояние от начала ВПП до точки приземления 250 м.
Фактическое расстояние зависит от УНГ.
Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту в штиль. Этот маневр захода на посадку предусматривается на большинстве аэродромов. Кроме того, его применяют при тренировочных и учебных полетах, проверке техники пилотирования и уходе на второй круг.
Пример. Выписываем из Сборника аэронавигационной информации данные для расчета: ПМПУ =900; Нвг=400 м; УНГ =2040'; L=7 км; Sд=4000 м; Sз=5.8 км; КУРтвш=1180; КУРз=1300; КУР4=770; Sвг=8.35 км. Рассчитать элементы захода на посадку по малому прямоугольному маршруту с углом крена на разворотах 150 для самолета Ан-24. Параметры схемы и элементы захода показаны на рис.3.
Решение:
Определяем МК по участкам прямоугольного маршрута: МКпос = ПМПУ = 900, МК2 = ПМПУ + 900 = 900+900 = 1800, МК3 = ПМПУ + 1800 = 900+1800 = 2700 , МК4 = ПМПУ + 900 = 900 - 900 = 00. При расчете МК2 , когда круг полетов правый, к ПМПУ следует прибавлять 900, при левом круге - вычитать, а при определении МК4 действия выполняются в обратном порядке.
Находим время полета с посадочным курсом t1 от момента выхода на ДПРМ до начала первого разворота. В штилевых условиях время t1 для всех ВС установлено равным 10с. Это время дает возможность определить момент пролета траверза ДПРМ по КУРтр.
Рассчитываем время полета от конца первого до начала второго разворота: t2 = S2 / V2; S2 = L - 2R = 7000 - 2*2640 = 1720 м. В соответствии с утвержденной методикой расчета элементов захода расстояние S2 берут с округлением до 0.1 км. Учитывая это, получаем t2 = S2 / V2 = 1700 / 83 = 20 с.
Определяем расстояние и время полета от траверза ДПРМ до точки выпуска шасси: Sтвш= L / tg aш. При правом круге полетов aш =1800 - КУРтвш , при левом круге aш = КУРтвш - 1800. Для данного примера получаем: aш = 1800 - 1180 = 620; Sтвш = 3700 м; tш = Sтвш / V3 = 3700 / 83 = 44 с.
Определяем расстояние и время полета от ТВШ до начала третьего разворота: Sш = S3 - Sтвш = 5800 - 3700 = 2100 м; t' = Sвш / V3 = 2100 / 81=26 с.
Находим время полета от траверза ДПРМ до начала третьего разворота: t3 = tш + t' = 44 + 26 = 70 с.
Определяем расстояние от конца четвертого разворота до начала ВПП: Sтгп = Sд + S3 + R3 - R4 = Sд + S3 + DR = 4000 + 5800 + 470 = 10270 м.
Рассчитываем расстояние и время полета от конца четвертого разворота до точки входа в глиссаду: Sгц = Sтгп - Sвг = 101270 - 8350 = 1920 м;Tгп = Sгп / Vгп = 1920 / 69 = 28 с.
Находим время снижения от ТВГ до начала ВПП и вертикальную скорость снижения по глиссаде: tсн = Sвг / Vпл = 8350 / 58 = 143 с; Vв = Vпл * tgУНГ = 58 * 0.0466 = 2.7 м/с.
Ключ для расчета tсн и Vв на НЛ показан на рис.4. Общее время захода на посадку по малому прямоугольному маршруту в штиль для самолета Ан-24 составляет 9 мин.
Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту с учетом влияния ветра. Выполнить полет строго по установленной схеме можно только при учете влияния ветра. Для этого экипаж производит расчет элементов захода для реальных условий, в основу которого положено использование составляющих вектора ветра.
Пример. ПМПУ = 900; d = 600; U = 12 км/с; Hвг = 400 м; УНГ = 2040’ ; L = 7 км; S2 = 1.7 км; S3 = 5.8 км; КУРтвш = 1180; КУР3 = 1300; КУР4 = 770; Sвг = 8.35 км; S = 1920 м; самолет Ан-24; c = 150. Расчитать элементы захода на посадку по малому прямоугольному маршруту с учетом влияния ветра.
Решение:
Эти формулы решают на НЛ (рис.6.).
Рис.6. Навигационная линейка (решение формул для нахождения боковой и встречной составляющих вектора ветра)
Находим углы сноса по участкам прямоугольного маршрута. При заходе на посадку со встречно-боковым ветром знаки УС определяют по следующему правилу: знак УСпос противоположен знаку УВпос; знак УС3 противоположен знаку УСпос; УС2 при правом круге положительный, а при левом - отрицательный; знак УС4 противоположен знаку УС2. Углы сноса рассчитывают по формулам: tgУСпос = Uб / Vпл ; tgУС2 = Uб / V2 ; tgУС3 = Uб / V3 ; tgУС4 = Uб / V4. Выполнив указанныедействия на НЛ (рис.7.), получаем УСпос = +60; УС2 = +70; УС3 = -40; УС4 = -80.
Рис.7. Навигационная линейка (нахождение углов сноса по участкам прямоугольного маршрута)
Рассчитываем магнитные курсы по участкам прямоугольного маршрута:
.
Чтобы закрепить усвоенный материал, пожалуйста, пройдите следующий тест
Определяем путевые скорости по участкам прямоугольного маршрута при заходе на посадку со встречно-боковым ветром:
.
а) от ДПРМ до начала первого разворота: t1 = tшт1 + 2Uв = 10 + 2*10 = 30 с;
б) время полета от конца первого до начала второго разворота определяет ширину прямоугольного маршрута. Поэтому при его расчете необходимо учитывать относ ВС боковой составляющей за время полета от первого до второго разворота и за время выполнения этих разворотов:
.
Запишем формулу для tупр2 в виде пропорции: Uб / tупр2 = W2 / t2Е , которую решают на НЛ (рис.8.). В результате получаем: tупр2 = 8 с; t2 = 20 - 8 = 12 с;
Рис.8. Навигационная линейка (нахождение tупр2)
в) время полета от траверза ДПРМ до ТВШ:
.
г) время полета от ТВШ до начала третьего разворота. Это время должно обеспечивать как при штиле, так и при ветре вывод ВС после окончания четвертого разворота в одну и ту же точку, удаленную от ВПП на установленное для данного аэродрома расстояние. Поэтому при его расчете следует учитывать относ ВС встречной составляющей как за время полета от ТВШ до третьего разворота, так и за время выполнения третьего и четвертого разворотов. При заходе на посадку со встречно-боковым ветром время:
.
Вычисляя на НЛ (рис.9.), получаем: t'упр = 13 с; t' = 26 -13 = 13 с;
Рис.9. Навигационная линейка (нахождение t'упр , t')
д) время полета от траверза ДПРМ до начала третьего разворота:
t3 = tш + t' = 40 + 13 = 53 с.
е) время горизонтального полета от момента окончания четвертого разворота до ТВГ:
.
Определяем время и вертикальную скорость снижения на НЛ: tсн = 174 с; Vв = 2.2 м/с.
Рассчитываем курсовые углы ДПРМ:
а) в точке траверза ДПРМ: КУРтр = 900 (2700) + (+УС3) = 900 + (-40) = 860;
б) в точке выпуска шасси: КУРтвш = КУРшт + ( +УС3) = 1180 + (-40) = 1140;
в) в точке начала третьего разворота (рис.5.):
.
Для определения угла a'3 на НЛ необходимо треугольный индекс шкалы 4 установить на значение S'3 по шкале 5. Затем против значения L, взятого по шкале 5, отсчитать угол a'3 по шкале 4. В результате получаем: S'3 = 5800 - 890 = 4910 м; a'3 = 550; DКУР3 = 500 - 550 = -50; DКУР3 всегда имеет знак УС4; КУР3 = 1300 + (-40) + (-50) = 1210;
г) в точке начала четвертого разворота (рис.5.):
.
Для расчета поправки DКУР4 на НЛ необходимо треугольный индекс шкалы 4 установить на значение S3 + R3 по шкале 5, затем против Sотн, взятого по шкале 5, отсчитать DКУР4 по шкале 4. В результате получаем: DКУР4 = +20; DКУР4 всегда имеет знак УСпос; КУР4 = 770 + (-80) + (+20) = 710;
д) при полете с посадачным курсом: КУРпос = 3600 + (+ УСпос) = 3600 + (+60) = 60.
Рассмотренный способ расчета позволяет уяснить влияние ветра на полет ВС при заходе на посадку и изучить принцип использования составляющих вектора ветра для определения элементов захода. Такой расчет называют полным, выполняют его с помощью НЛ, что требует значительного времени. Поэтому в полете данный расчет выполняют по упрощенным формулам в уме, что существенно облегчает и ускоряет вычисления.