![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
3.1. Определение курса ЛА. Системы отсчета курса
Курс ЛА (К, g) - угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за начало отсчета, и проекцией оси ЛА (рис.1.). Курс измеряется по ходу часовой стрелки от 00 до 3600.
Курс является одним из основных навигационно-пилотажных параметров, характеризующих направление полета ЛА в воздушной среде из одной точки земной поверхности в другую.
Рис.1. Курс ЛА
Измерение курса производится специальными устройствами (датчиками курса), а за начало отсчета принимается одна из координатных осей системы координат на земной поверхности.
Для измерения и выдерживания курса на ЛА устанавливаются компасы, курсовые системы, курсовертикали или инерциальные курсовертикали. В этих устройствах реализован косвенный способ измерения курса. Сущность способа заключается в измерении на борту ЛА курсового угла q опорного направления, моделируемого чувствительным элементом ДК, азимут которого известен. Курс ЛА вычисляется как разность между азимутом (А) и курсовым углом опорного направления q (рис.2.):
g = A - q.
Рис.2. К измерению курса ЛА
В качестве опорного направления используются: горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля Земли, направление главной оси гироскопа, направление на светило. В соответствии с этим способы измерения курса подразделяются на магнитный, гироскопический и астрономический. Использование нескольких способов измерения, основанных на различных физических принципах, обеспечивает повышение надежности и точности определения курса ЛА.
Магнитный способ измерения курса основан на использовании свойств магнитного поля Земли; гироскопический - на использовании свойства главной оси гироскопа стабилизироваться в определенном направлении; астрономический - на использовании фотоэлектрического эффекта для измерения направления на источник светового или радиоизлучения небесного тела.
Основным способом измерения курса является гироскопический. Он является автономным, обеспечивающим высокую точность и надежность измерений. Практически не имеет ограничений по условиям полета.
Рис.3. Системы отсчета курса ЛА
Рис.4. Зависимость между условным, истинным и магнитным курсами
Для контроля правильности измерения курса различными датчиками возникает необходимость перерасчета курса из одной системы координат в другую. Взаимное положение меридианов в пространстве определяется углами, значения которых снимаются с аэронавигационных карт или рассчитываются (рис.4). Угол между истинным и магнитным меридианом точки называется магнитным склонением DМ. Угол между условным и истинным меридианом принято называть азимутальной поправкой DА. Угол между условным и магнитным меридианом есть условное магнитное склонение DМУ. Азимутальная поправка и DМУ измеряются от условного меридиана. Все углы измеряются в горизонтальной плоскости в диапазоне +1800 по ходу часовой стрелки со знаком " + ", против - со знаком " - ".
Из рис.4. видно, что:
ИК = МК + DМ,
УК = ИК + DА,
УК = МК + DМУ.
ОК = ИК - bи,
ОК = МК - bм,
где bи, bм - направление главной ортодромии, измеренное от истинного и магнитного меридианов.
Рис.5. Зависимость между истинным, магнитным и ортодромическим курсами
При расчетах может получиться значение курса более 3600 или отрицательное. В первом случае из полученного значения вычитается период 3600, во втором - берется дополнение до 3600.
Таким образом, положение продольной оси ЛА относительно опорных направлений может одновременно определяться значениями истинного, магнитного, условного и ортодромического курсов. Для их определения на ЛА устанавливаются несколько различных по принципу действия ДК, что обусловлено требованием надежности измерения и выдерживания курса.
Чтобы закрепить усвоенный
материал, пожалуйста, пройдите следующий тест