![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
3.5. Курсовые системы. Принцип действия и применение в полете
Определение и выдерживание заданного направления полета является одной из важнейших задач навигации, для успешного решения которой на ЛА устанавливаются курсовые приборы, работающие на различных принципах. Данная необходимость обуславливается тем, что в конкретных условиях каждый датчик имеет свои достоинства и недостатки.
Принцип комплексного использования различных ДК реализован в навигационных устройствах, называемых курсовыми системами. Комплексное применение ДК обеспечивает взаимный контроль и корректирование показаний курса одних по данным других, позволяет более полно использовать положительные стороны того или иного способа измерения курса.
В состав курсовой системы входят датчики курса, устройства и приборы, обеспечивающие измерение и выдачу курса на индикаторы и потребители, количество и тип которых определяются назначением курсовой системы.
В состав курсовой системы (рис.12.) входят: индукционный (магнитный) датчик курса (ИД), коррекционный механизм (КМ), пульт управления (ПУ), основной и запасной гироагрегаты (ГА), которые могут использоваться в режиме гироскопического (условного) или гиромагнитного ДК.
Рис.12. Принципиальная схема курсовой системы
Главным элементом курсовой системы является гироскопический датчик курса, представляющий собой трехстепенной гироскоп с горизонтальным расположением главной оси. Исключение влияния на гироскоп суточного вращения Земли, перемещения ЛА, а также эволюций ЛА в пространстве обеспечивается кардановым подвесом. Карданов подвес представляет собой кинематическую систему, состоящую из трех рам (рис.13.).
Рис.13. Принципиальная кинематическая схема курсового гироскопа
Внутренняя рама 1 является корпусом гироскопа. Ось вращения рамы располагается горизонтально. На оси рамы установлен датчик моментов (реверсивный асинхронный двигатель) 4, обеспечивающий создание момента прецессии гироскопа в азимуте.
Внешняя рама 2 обеспечивает свободу вращения гироскопа в азимуте. На оси вращения рамы установлены: датчик моментов 5, обеспечивающий стабилизацию гироскопа в плоскости горизонта; датчик углов 6 для определения и выдачи значений курсового угла главной оси гироскопа (курса ЛА). В качестве датчиков углов используются сельсины или синусно-косинусные трансформаторы.
Дополнительная рама (рама крена) 3 предназначена для исключения карданной ошибки измерения курса и обеспечения невыбиваемости гироскопа при эволюциях ЛА.
Карданная ошибка имеет геометрическое происхождение и обусловлена кинематикой карданова подвеса. При отсутствии дополнительной рамы и наличии крена ЛА произойдет наклон плоскости остчета курса (внешней рамы с датчиком углов) относительно плоскости измерения курса, что приведет к ошибке в измерении угла.
Для устранения погрешности измерения курса гироскопическим датчиком, возникающей при кренах ЛА, на оси вращения рамы 3, совмещенной с продольной осью ЛА, установлен датчик отработки 7, удерживающий раму в вертикальной плоскости при кренах ЛА по сигналам от гироскопической вертикали (ЦГВ).
Карданная ошибка также имеет место при кабрировании и пикировании ЛА. Устранение данной погрешности в курсовых системах, устанавливаемых на ЛА, имеющих сравнительно малые углы тангажа, не предусмотрено. В курсовертикалях, устанавливаемых на высокоманевренных ЛА, устранение карданной ошибки осуществляется специальными вычислителями, обеспечивающими определение ошибки и выдачу ее в виде поправки в показания курса гироскопического датчика.
Чтобы закрепить усвоенный
материал, пожалуйста, пройдите следующий тест