![]() |
Не использовать фреймы при просмотре страницы |
Упрощенные расчеты
9.3. Маневрирование в вертикальной плоскости
Оно выполняется при необходимости изменения высоты полета. В процессе набора заданного эшелона после взлета и снижения до высоты круга происходит полет по некоторой пространственной траектории переменной кривизны. Это является следствием изменения вертикальной и истинной воздушной скоростей полета в широких пределах. Кроме того, изменяется и вектор ветра.
Для набора высоты рекомендуются три режима: экономический, обеспечивающий наименьшие эксплуатационные расходы на рейс; максимальной дальности, соответствующий минимальному расходу топлива на весь полет; максимальной скороподъемности, соответствующий наименьшей продолжительности набора высоты.
Вертикальные и приборные скорости полета устанавливаются в зависимости от полетной массы ВС, температуры и высоты полета. Они указываются в РЛЭ по типам ВС.
Если принять средние значения воздушной, вертикальной скоростей и ветра, то продолжительность маневрирования и протяженность участка набора от начальной Нн до конечной Нк высоты рассчитываются по формулам:
.
Изменение скорости ветра приводит к увеличению Sнаб при попутном ветре и ее уменьшению при встречном. Характер изменения удаления рубежа набора заданного эшелона DSнаб в зависимости от Uэ показан на рис.1.
Рис.1. Учет влияния ветра на удаление рубежей набора высоты (m = 90 т) и снижения (m = 60 т) Ту-154
Набор высоты с 4000 м до 10 000 м при Uэ = -100 км/ч приводит к сокращению Sнаб на 23 км по сравнению с данными, РЛЭ.
Если установлен определенный рубеж набора заданного эшелона Sнаб , то в зависимости от Uэ будет изменяться потребное значение вертикальной скорости:
.
Для снижения с эшелона рекомендуются три режима полета: экономический, обеспечивающий наименьшие эксплуатационные расходы на рейс; минимального времени снижения; экстренного (аварийного) снижения, выполняемого с максимально возможной вертикальной скоростью. Время и путь, проходимый ВС в процессе снижения:
.
Дополнительное время, возникающее при ограничениях, вводимых УВД, и при снижении до высоты круга, то есть с необходимостью установки аэродромного давления на высотомере:
.