Электронное учебное пособие "Воздушная навигация и элементы самолетовождения"
Структура процесса обучения. Уровни знания
На рис.1 представлена декомпозиция процесса обучения на этапы. Это структура процесса обучения с точки зрения преподавателя (инструктора). Со стороны обучаемого – это структура процесса познания. Данная схема представляет собой схему превращения обучения в самообучение, обучаемого в инструктора, движения от познания прошлых достижений к новому знанию.
Рис.1 Декомпозиция процесса обучения на этапы
Можно выделить следующие формы (уровни) знания, а именно:
- владение
информацией (содержательной частью предмета);
- понимание;
- умение решать
типовые задачи предмета (дисциплины);
- умение решать типовые задачи
предмета;
- умение
синтезировать междисциплинарные связи;
- умение
практической работы по специальности;
- умение
исследовательской работы;
Следует также выделить семантические модели, формируемые в сознании обучаемого на каждом этапе:
- структурная модель дисциплины;
- понятийно-сущностная модель
предмета;
- алгоритмическая (вычислительная)
модель предмета;
- проблемная модель дисциплины;
- модель знаний специалиста;
- опыт в области специальности;
- новые знания, как результат
исследовательской работы.
Содержание предмета «Комплексы навигации и самолетовождения» разбито на темы и разделы, которые, в свою очередь, содержат тесты и задачи, позволяющие приобрести обучаемому знания в области воздушной навигации и самолетовождения и осуществить мониторинг, оценку знаний, умений и навыков, полученных в результате работы с материалами учебника.
В результате работы с электронным учебником обучаемый последовательно проходит следующие уровни (ступени) знания:
- владение
информацией – уровень, позволяющий обучаемому
определять назначение, место информации в
содержании предмета и находить необходимую
информацию, отвечая на вопросы: о чем? с чем
связано? где найти? и т. п.
- понимание –
ступень знания, на которой в результате изучения
теоретического материала и самотестирования
обучаемый приобретает способность объяснять
взаимосвязи между понятиями предметной области (ПрО),
их свойства, отвечая на вопросы типа: почему?
откуда следует? и т. п.
- умение решать
прикладные задачи дисциплины – уровень знания,
который появляется в результате изучения
теоретического материала, самотестирования,
решения контрольных задач по освоенной теме,
выражается в способности построить
вычислительную схему типовой задачи, отвечая на
вопрос: как решать?
- умение
синтезировать прикладные задачи курса –
ступень, появляющаяся в результате освоения
теоретического материала заключительного
раздела, посвященного решению задачи полета по
маршруту (в итоге должны сформироваться
способности в декомпозиции прикладной задачи на
типовые, в математической постановке задачи и
интерпретации результатов её решения).
Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!