Электронный учебник "Воздушная навигация и элементы самолетовождения"
Структура электронного учебного пособия
Системную
структуру электронного учебного пособия можно
представить в виде таблицы 1. Она оказывается
модульной: каждый модуль поддерживает
соответствующий этап процесса обучения, имеет
необходимый набор алгоритмов, реализующих
операции обучения (некоторые приведены в
таблице) и семантическое наполнение. Предметное
наполнение модулей как раз и составляют
семантические модели, описывающие цели
соответствующих этапов обучения, процедуры и
средства их достижения, а также тесты, являющиеся
терминалами семантических моделей. Предметное
наполнение индивидуально для каждой дисциплины,
однако оболочка электронного учебника должна
иметь универсальные средства для организации
семантических моделей и текстов (язык
представления знаний). Семантические модели
совместно с алгоритмами используются для
управления процессом обучения. Модули
электронного пособия как средства обучаемого
выполняют для него функции
информационно-поисковой, экспертной,
расчетно-логической систем.
Таблица 1
Системная структура электронного учебного пособия
Этапы ТП
обучения |
Овладение
информацией |
Выработка
понимания |
Выработка умения
решать типовые задачи |
Выработка умения
решать прикладные задачи |
Контроль знаний |
Структура
учебника |
Теоретико-справочный
модуль (ТСМ) |
Вопросно-разъяснительный
модуль (ВРМ) |
Лабораторный
практикум |
Прикладная
работа |
Зачет, экзамен |
Семантические
модели требуемых знаний (МТЗ) |
Структурная
модель |
Понятийно-сущностная
модель |
Алгоритмическая
модель |
Проблемная
модель |
МТЗ |
Алгоритмы
(операции процесса обучения) |
1. Заданный инструктором порядок
представления информации. 2. Поиск
информации по: -
оглавлению; -
алфавитному указателю; -
введенному понятию; -
выделенным в тексте словам. |
1.
Иллюстрация примерами: -
понятий; -
алгоритмов; -
решений задач. 2.
Постановка вопросов с альтернативными ответами. 3. Оценка
ответа системой и переход к ТСМ или
наводящим вопросам. 4.
Самостоятельная оценка непонимания с
возможностью обратиться к ТСМ. 5.
Постановка упражнений и задач с контролем хода
решения. 6.
Калькулятор. |
1.
Постановка заданий с рекомендациями их
выполнения. 2. Ввод
математических постановок задач на ограниченный
естественный язык предмета. 3. Ввод
алгоритма решения на математическом зыке
предмета. 4. Ввод
результатов на ограниченный естественный язык
предмета. 5.
Использование графики. |
Возможность
самостоятельно работать в заданной предметной
области (ПрО) |
1.
Генерация и постановка индивидуальных
вопросов и заданий. 2. Оценка
знаний с выдачей протокола. 3.
Проставление оценки по результатам ответов с
учетом веса вопросов. |
Средства
обучаемого |
Информационно
–поисковая система (ИПС) |
Экспертная
система (ЭС) |
Расчетно-логическая
система (РЛС) |
РЛС |
ЭС |
С одной стороны, лингвистический робот
(рис.1) является управляющей частью электронного
учебного пособия, с другой – универсальной
оболочкой для его построения. Как средство
управления, лингвистический робот функционирует
на основе принципа обратной связи, как
универсальная оболочка он способен воспринимать
смысловые модели конкретных предметов и
содержит типовые алгоритмы обучения,
реализующие соответствующие методики обучения.
Настройка лингвистического робота как оболочки
на конкретный предмет заключается в построении
проекта электронного учебного пособия в виде
модели требуемых знаний (МТЗ) на языке
внешнего представления семантических моделей и
ввода его в робот.
Рис.1 Лингвистический робот
Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!