Электронное учебное пособие "Воздушная навигация и элементы самолетовождения"
Система контроля при решении навигационных задач
Предложенная в электронном пособии
для контроля и оценки знаний обучаемого группа
задач посвящена навигационным расчетам.
Для данной предметной области можно описать типовую задачу: необходимо вычислить некоторый неизвестный параметр. Известны исходные значения, пределы и шаг изменения. Учащемуся необходимо найти неизвестный параметр, пользуясь определенным алгоритмом и специализированными для данной предметной области расчетными инструментами (навигационная линейка, калькулятор и т. п.). Для проверки ответа, данного учащимся, в апплете решается эта задача, но по специальному алгоритму. Ответы сравниваются в соответствии с установленными для каждой задачи критерием. Типовая задача представлена на рис.1.
Рис.1
Возможны
и другие варианты типовых задач.
Таким
образом, все задачи навигационных расчетов
подпадают под указанную общую схему типовой
задачи.
Пример
типовой задачи.
Пусть необходимо рассчитать значение времени
выхода летательного аппарата в следующий
поворотный пункт маршрута - Tппм2. Для
этой задачи есть следующие исходные данные (в
скобках указан диапазон значений и шаг изменения
параметра):
- истинная скорость V (600…900 км/ч, 10 км/ч);
-
скорость ветра U (40…200 км/ч, 5 км/ч)
-
длина этапа Sэт
(200…400 км/ч, 5 км/ч)
-
направление ветра s
(00…3600, 30)
-
заданный условный путевой угол ЗУПУ (00…3600,
30)
-
момент прохода поворотного пункта
маршрута Tппм1 (10
часов)
Для этой
задачи обучаемый пользуется следующим
алгоритмом:
1. На
ВШ-1 нанести истинную скорость и скорость
ветра, установить заданный условный путевой
угол, провести черту параллельно продольной
линии.
2. Развернуть
лимб так, чтобы линейка была параллельно линии.
3. Снять
отсчет угла сноса.
4. Рассчитать
условный курс на следующий этап как разность
заданного условного путевого угла и угла сноса.
5. Снять
отсчет путевой скорости.
6. Определить
время нахождения на этапе как отношение длины
этапа и путевой скорости.
7. Определить
время выхода в следующий поворотный пункт
маршрута как сумму времени момента прохода
поворотного пункта маршрута и времени
нахождения на этапе.
Результат
решения в пункте 7 является решением
поставленной задачи. Для определения верности
ответа применяется следующий алгоритм:
1. УВ = s - ЗУПУ, если УВ > 0;
УВ = 3600 + s - ЗУПУ,
если УВ < 0;
2. УС = arcsin(U/V)*sinУВ;
3. УKсл= ЗУПУ - УС;
4. W
= V*cos(УС) + U*cos(УВ);
5. t = Sэт/W;
6. Tппм2 = Tппм1+
t.
Далее
два полученных значения Tппм2
сравниваются в соответствии с критерием. Отличие
ответа, указанного обучаемым, должно лежать в пределах ±30 секунд. Как видно, данный
пример полностью удовлетворяет указанной
типовой задаче.
В указанной
выше типовой задаче особенностью является
решение для проверки по специальному алгоритму,
отличному от алгоритма решения
задачи обучаемым. В типовых задачах возможна
проверка на основе решения обратной задачи.
Чтобы перейти в начало страницы, нажмите СЮДА!